Недвижимость в движении

14 лет назад

980Нынешний год стал для рынка торговой недвижимости Москвы рекордным по вводу площадей: за два первых квартала было сдано 470 000 квадратных метров. Это в 5 раз больше, чем за аналогичный период 2008 года. Однако ударные стройки, помноженные на экономическую нестабильность, привели к серьезному проседанию рынка. Как мы уже писали, новые торговые центры заполняются на 50-60%, несмотря на значительное падение ставок в этом сегменте.

О возрождении аналитики говорить не спешат, однако некий баланс, по крайней мере, на московском рынке найден. «Ушли в небытие необоснованно завышенные ставки в объектах с неудачным расположением или неверной концепцией. Принцип ценообразования стал более понятным и приемлемым для арендатора: чем большее количество платежеспособных покупателей обеспечивает торговый центр, тем стоимость аренды в нем выше. Рынок поставил девелоперов в жесткие конкурентные условия, что уже в ближайшее время не замедлит сказаться на качестве их работы» - отмечает директор по маркетингу компании «Каширский двор» Елена Левинина.

1574_4051Определенные изменения, причем довольно выгодные для арендаторов, произошли в системе взаиморасчетов. Сейчас уже около 30% договоров предполагают смешанную схему оплаты, когда арендатор платит небольшую фиксированную ставку, а основную часть платежа составляет процент от оборота. Раньше такие условия были привилегией крупных ритейлеров. В среднем от оборота арендатор платит около 10%, все остальное приходится на постоянную часть. Это означает снижение прибыли для собственников, но практически гарантирует некий минимальный уровень постоянных доходов. Арендатор сокращает расходы, что позволяет ему свободнее чувствовать себя в условия снижения объемов продаж.

«Скорее всего, ставки и дальше будут незначительно - на 2-3% в месяц расти - прогнозирует Елена Левинина. Рынок стабилизировался и вряд ли цены снова пойдут вниз, резкие скачки вверх так же вряд ли возможны ввиду сбалансированного соотношения спрос-предложение. Активизация роста цен возможна только со второй половины 2010 года. Причиной этому может стать стабилизация экономики и дальнейшее развитие ритейла. Так же стоит учесть и экспансию иностранных сетей, так на российский рынок уже вышли Selgros, Carrefour и H&M, в ближайшее время открыть магазины в России планируют такие гиганты, как Wal-Mart, Gap, Peek und Cloppenburg, Debenhams и Harvey Nichols».

Источник: Bigness.Ru