Тольятти - город будущего

10 лет назад

В родном городе компании "Парижанка", откуда много лет назад стартовал бизнес, завершился Форум Тольятти - город будущего. Анатолий и Алексей Васильевы были приглашены спикерами на сессию - Успешные городские практики.На Форуме рассматривались различные аспекты развития города с привлечением социально-ориентированного бизнеса. Таким бизнесом и является компания "Парижанка", которая дает работу нескольким сотням человек, 95% из которых - женщины. Наш доклад так и назывался: "Тольятти - город не только для мужчин".

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКЛАДА: ТОЛЬЯТТИ – ГОРОД НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ МУЖЧИН

О том, как мы переносили бизнес в столицу и за рубеж, а потом возвращали в Тольятти.

Возможности построения в Тольятти швейного производственного кластера.

 

ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ:
  • Мы тольяттинская семья, основали бизнес в Тольятти
  • Вышли на федеральный и международный уровень
  • Вернули часть бизнес-мощностей в Тольятти
  • Думаем о создании в Тольятти полноценного производства
  • Создать производственный кластер возможно только общими силами
 РЕЧЬ ДОКЛАДА:Рад приветствовать всех на этой встрече.Меня зовут Алексей Васильев, я финансовый директор и член большой тольяттинской семьи, которая 15 лет назад основала свой бизнес в Тольятти, а затем с успехом вышла на федеральный и международный уровень. Сейчас наш бизнес представляет группу компаний занятых в разных сферах, но в Тольятти нас лучше всего знают, как Торговая Сеть «Парижанка».Наше основное направление деятельности – мода. Группа компаний включает розничный бизнес – более 100 магазинов в России. Оптовый бизнес – входим ТОП крупнейших поставщиков белья и купальников в Россию. У нас есть офисы в Тольятти, Москве, Литве, Франции, Азии. Последние несколько лет активно развиваем производство.Нас часто спрашивают о том, как региональной компании удалось выйти на федеральный уровень и потеснить именитых конкурентов. Никакого особого рецепта успеха нет. Это сочетание кропотливой работы большого количества людей и конечно же элемент удачного стечения обстоятельств. Когда говорю об удаче, не имею ввиду проведение судьбы или какие-то неведомые силы. Когдаговорю об удаче, имею ввиду уникальный город Тольятти, где нам посчастливилось родиться и основать бизнес.Все помнят годы после развала СССР. В то время Тольятти стал местом где создавались огромные финансовые капиталы. При этом все большие деньги делались в сферах машиностроения и химии. Тогда все стремились заниматься автомобильным или около-автомобильным бизнесом и практически никого не интересовал сектор розничной торговли товарами народного потребления. Поэтому этот сегмент состоял из мелких предпринимателей у которых не было амбиций выстроить серьезные компании и уж тем более не было амбиций международной экспансии.Мой отец, инженер АвтоВАЗа, тоже какое-то время позанимавшись около-автомобильным бизнесом, обратил внимание на пустующие ниши потребительского рынка и открыл первый магазин в ТЦ РУСЬ. Этот торговый центр на то время был уникальным местом – одним из крупнейших торговых центров во всей области и это так же сыграло свою роль. Именно в Тольятти были заработаны наши первые капиталы.Позже отец по примеру всем известной семьи Ротшильдов, начал готовить детей в разные регионы и сферы бизнеса. Меня тогда отправили захватывать Самару. Позже мы вышли на все Поволжье и затем решили выходить на Москву.Сразу скажу в Москве нас не любят. Считается, что московская экспансия в регионы – это нормально. А вот экспансия регионов в Москву – это, что-то странное. Вхождение в Москву было сложным процессом. Мы открыли офис, набрали персонал и сразу же получили московские проблемы. Об этом можно писать книги и очень долго рассказывать.Скажу кратко, проработав пару лет, обороты значительно выросли, но выросли и затраты – офис, зарплаты, накладные расходы. Приняли решение провести серьезную реорганизацию бизнеса. И сейчас не жалеем об этом решении. Оставили в Москве только представительские функции, а весь бэк-офис, основные склады перенести в родной город Тольятти. Когда входили в Москву, казалось, что это очень круто! Но надо помнить, что и Тольятти – это тоже круто! В Тольятти отличная инфраструктура, квалифицированный и не такой дорогой персонал. Но Тольятти, все по прежнему крутится вокруг большого «мужского» бизнеса. Итак, подходим к немного провокационной теме выступления – «Тольятти – город не только для мужчин».В группе компаний «Парижанка» работает несколько сотен человек и на 95% это женщины. Такова структура модного бизнеса. Мужчинам нравится заниматься железками, досками, кирпичами. Женщинам нравится мода. И не смотря на то, что практически все модные дома основаны мужчинами, все же это считается женским бизнесом.Большая часть нашего бизнеса уже сосредоточена в Тольятти. Склады из Тольятти отгружают на всю Россию. Большинство служб находится в Тольятти и осуществляют поддержку нашего бизнеса по всей России. Некоторые из тольяттинских отделов уже поддерживают наши зарубежные проекты и требования к квалификации этих специалистов сильно выросли - требуется знание нескольких иностранных языков, знание международного права и т.д. И такие люди в Тольятти есть! Мы продолжаем активно расширять тольяттинский офис.Но все выше описанное только подводит к теме нашей сегодняшней встречи. Многие годы мы вынашиваем идею создать в Тольятти полноценное швейное и текстильное производство. У нас есть фабрика во Франции, строим фабрику в Литве. Но самым значительным нашим проектом может стать фабрика в Тольятти. Потенциал для создания такой фабрики в Тольятти есть. Многие годы легкая промышленность в Тольятти разваливалась и сегментировалась. Создать кластер легкой промышленности в Тольятти может быть отличным бизнес-проектом.В тольяттинской газете ПОНЕДЕЛЬНИК от 28 октября 2013 года, был опубликован обзор швейной промышленности города Тольятти. Статья вышла под названием «В Тольятти шьют авто-чехлы, детские ползунки и спецодежду». Дальше можно было бы и не продолжать... Основные игроки этого рынка сосредоточены вокруг тяжелой промышленности в сегменте B2B. Всего несколько небольших предприятий производят небольшие партии для конечного потребителя. А модой занимается, пожалуй, только одна тольяттинская компания.У всех этих компаний одинаковые проблемы – кадры. Молодежь хочет быть офисными работниками и никто не хочет быть технологами, швеями. При этом в Тольятти есть ВУЗ, который выпускает специалистов в сфере моды, которые вынуждены уезжать или работать не по специальности.Еще в советское время были планы по созданию в Тольятти производственного кластера потребительских товаров. Была и трикотажная фабрика, и обувная. Сейчас это просто офисно-производственные здания.В Тольятти созданы специальные зоны. Парк для технологичных компаний «Жигулевская долина» и ОЭЗ «Тольятти». Мы рассматривали возможности обоих парков. В итоге приняли решение реализовать инвестиционный проект в Прибалтике, где подобные парки предлагают более выгодные условия. Порог входа ниже, налоговые льготы лучше. К сожалению, тольяттинские проекты снова нацелены лишь на серьезный «мужской» бизнес.Мы любим город Тольятти, видим потенциал развития здесь не только по наращиванию офисных мощностей, но и производственных. Однако даже крупной коммерческой компании не под силу одной изменить ситуацию с деградацией швейной промышленности. Знаем, что многие скептически относятся к швейному бизнесу в России и видят угрозу из Азии. Мы работаем в Азии - производство там дорожает с каждым годом. Уже многие вернули производство в Прибалтику и СНГ. И в России есть много успешных примеров большого швейного бизнеса.Считаем, создать швейный производственный кластер в Тольятти реально. Реализация этого проекта возможна только общими силами производителей при поддержке администрации города и области. Будем надеется, что появятся программы специальных зон для швейных производителей. И много женщин города Тольятти будут задействованы в красивом бизнес, который им так нравится. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ:
  • Учреждение ассоциации производителей швейной промышленности
  • Создание рабочей группы при администрации Тольятти по поддержке швейной и текстильной промышленности в городе
  • Выработка городской стратегии по созданию швейного производственного кластера
  • Создание городской программы по привлечению специалистов швейной промышленности из других регионов РФ и СНГ
  • Создание специальной экономической зоны в Тольятти для швейных и текстильных производств. Парк с более низкими порогами входа и специальным законодательством.
 ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ:
  • Перекос в профилях производства в Тольятти – машиностроение и химия
  • Многолетняя деградация легкой промышленности
  • Есть все предпосылки для молодежной женской безработицы. Утечка молодых кадров, а за женщинами текут мужчины.
  • Нет работы для креативных женщин, творческих личностей. Например, после окончание ПВГУС - нет предложений по трудоустройству.
  • Нет поддержки легкой промышленности
  • Нет молодежной политики в сфере ее интересов: моды и производственного творчества
  • Нет работы для девушек средней образовательной категории
  • Мало или совсем отсутствуют городские инициативы для женщин
  • Нет интеллектуальной составляющей – идти или в продавцы или в официанты
  • Для женщин возраста "средний с плюсом" или " кому за 40" нет перспектив трудоустройству
 ВЫГОДЫ ДЛЯ ГОРОДА:
  • Новое звучание города - Центр Моды Поволжья.
  • Возможности для привлечения федеральных и международных инвестиций в сектор легкой промышленности. Финансовый эффект – налоги.
  • Новые рабочие места. Трудоустройство креативной молодежи. Возможность для реализации творческого потенциала женщин.
  • Новое дыхание для учебных заведений. Сотрудничество с мировыми модным бизнесом.
  • Новые рынки сбыта продукции произведенной в Тольятти