Бельевой бизнес. Угроза №1 и новая реальность (часть II)

10 лет назад

UnknownПервая плохая новость - происходят существенные изменения в самом товаре. И не важно, нравится это нам  или нет. Речь идет не о том, что женское и мужское белье становиться хуже или менее креативно. Проблемы находятся гораздо глубже, в системных, глобальных деформациях. Предприниматель начинает ощущать эту "злокачественную" тенденцию, но повлиять на этот процесс фактически не может. Сам рынок начинает поощрять и подталкивать к "плохому" изменению в товаре, в результате плохие товары и услуги вытесняют хорошие.1. Изменения в товаре.Ключевая особенность новой экономики – непрозрачность, неясность качества товаров, которая возникает из-за их несметного количества и сложности. Отсюда – асимметрия в информированности производителей и потребителей и сопутствующие ей гримасы рынка, когда покупатель вводится в заблуждение.В принципе любой человек способен разобраться в каждом отдельном случае, но на все ему не  хватает времени. (Как показал Дж. Акерлоф, неспособность потребителя оценить качество продукта запускает тенденцию ухудшающего отбора, в результате которой плохие товары и услуги вытесняют хорошие.) вещи выходят из употребления задолго до их реального износа. Моральная амортизация обогнала амортизацию физическую. Вещи недоиспользованы, они могли бы еще служить и служить, однако списываются в утиль из-за своей социальной неактуальности.Асимметрия информацииЭто ситуация, при которой информация о продукте доступна только некоторым, а не всем участникам рынка. Проблема асимметрии информации подробно исследована Джорджем Акерлофом, (Нобелевским лауреатом по экономике 2001 года). Он показал, что, для того чтобы рынки товаров и услуг неявного качества прогрессировали, они должны подкрепляться «специальными институтами», устраняющими информационные перекосы. В противном случае рынки будут деградировать из-за оттока неудовлетворенных участников. Собственно речь и пойдет об этих самых «специальных институтах».Трудно найти сферу, где информационное неравенство было бы сильней, чем это наблюдается между продавцом и покупателем. Продавцу о товаре известно все или почти все, а покупателю – крайне мало.
Акерлоф изложил суть своей теории в  главном постулате: «Eсли потребитель не может достаточно точно предсказать итоги своего выбора, если эту проблему не решают институты гарантий и экспертизы, то данная отрасль подвластна тенденции ухудшающего (неблагоприятного) отбора: хорошие товары вытесняются суррогатами, и их относительная доля падает.. «
Вроде все понятно, уточним  только термин «ухудшающий отбор». В бизнесе это ситуация, в которой некачественная продукция становится нормой, а качественная – исчезает. В природе эта тенденция не встречается, там действует правило «естественного отбора» – сильные выживают, слабые вымирают. Однако в бизнесе происходит обратное.Внешне ухудшающий отбор проявляется в том, что хорошие продукты вытесняются суррогатами и теряются в их массе. Причина проста: делать качественно, значит нести большие издержки. Проще и дешевле сделать некачественную вещь. В итоге добросовестные производители, несущие значительные издержки, покидают рынок —они не могут конкурировать с ценой, по которой предлагаются плохие товары. Уходит и часть покупателей, уставших «нарываться» на халтуру. На рынке остаются лишь лукавые продавцы и несведущие покупатели.
Как вам, коллеги, такие убийственные выводы? Так вот самой благоприятной средой для возникновения ухудшающего отбора является информационная асимметрия, когда поставщик знает о качестве своего продукта, но не информирует покупателя. В этой «мутной воде» хорошо размножаются плохие товары (как и услуги), а потребители натыкаются на них вслепую.
 Не буду больше углубляться в проблему, желающим и пытливым дам ссылку на ранее опубликованный материал в моем блоге.- https://paris-club.ru/?p=17727  (часть 1) иhttps://paris-club.ru/?p=17737 (часть 2)

(Продолжение следует) 

&