Как сделать безопасным ваш бельевой бизнес. Увольнение персонала (I)

7 лет назад

Малый бизнес имеет свои характерные черты, с одной стороны, он очень хрупок и часто беззащитен, с другой стороны, он может быть весьма устойчивым, иметь  неплохой иммунитет к «болезням», быстро отзываться на негативные воздействия. Вся разница между первым и вторым сценарием – ваша «железобетонная» позиция и готовность к постоянным неприятностям. О безопасности можно написать много, но мы ограничимся только несколькими важнейшими аспектами:1.Увольнение персонала, продавцов.2. Ценная информация3. Документация4. Товар5. Недружественные выпады6. Вы…, да, лично Вы собственной персоной. 1.Персонал, особенно ключевые фигуры - продавцы.  Трудно оспорить факт, что самое опасное для вашего бизнеса – потеря опытных, успешных, хорошо работающих продавцов. Да, вы их учили, холили, лелеяли, как вам кажется, но в один совсем не прекрасный день, они уходят… И тут наступает «момент истины». Для вас и ваших принципов.
Или вы не моргнув, отпускаете человека, возможно, даже искренне поблагодарив его за долгую и безупречную работу (мы говорим о вменяемых и порядочных продавцах. Если они у вас совсем не из этой категории, то кто виноват? Скорее всего вас все-все устраивало до этого критического момента. Или они сами навязались, пришли и работали у вас без вашего согласия?)Или у вас, как работодателя, начинается истерика, стенания, обида, злоба на все и вся. Правда, это уже ничего не меняет в подобной трагической для вашего бельевого бизнеса ситуации. Выбирайте, что вам более нравиться?
Многие судорожно предпринимают попытку «замаслить» увольняемого, озираясь на других членов торгового коллектива и их последующие «аппетиты», в надежде, что утечка информации все же не произойдет. Должен разочаровать, - маловероятно и даже нереально. Что может помешать похвалится провокатору и болтуну при удобном случае и рассказать о «пробитой бреши» в вашей финансовой обороне?Разумеется, потеря успешного продавца никогда не проходит бесследно, этому сопутствуют факты: от снижения выручки в магазине до напряженной обстановки в оставшейся части коллектива, а то и результатов «выпускной» ревизии, при бригадной ответственности.  Буду прям и циничен, это хороший тест на устойчивость вашего бизнеса, или того, что вы с гордостью именуете бизнесом. Бывало у вас так? Конечно, и у нас бывало в «Парижанке», никто не застрахован от подобного развития ситуации.Откуда-то из тени появляется занудно-противное  – «Что делать и Кто виноват»?Начнем с последнего вопроса. Будем объективны – виноваты все же вы! И никто другой, только легкомысленно не перекладывайте ответственность на глобальное потепление, наводнение в Бангладеш и снижение озона в атмосфере. А тем более на «безответственного и алчного» продавца, покидающего ваш самый лучший в мире магазин.Если со мной в основном согласны, переходим ко второму вопросу – что же делать? В принципе, полагаю, что и без моих советов, вы представляете  что предпринимать именно в этот момент: - срочно искать достойную замену или собой затыкать «утечку»…  денег. Но я бы хотел сказать о другом, в совсем другой модальности.  О подобном негативном развитии событий надо думать заранее, скажем так, иметь активный антикризисный план по персоналу. Тут, как и во многом другом все зависит от ваших способностей и бюджета. В этом отношении позволю дать несколько советов.1. У вас обязательно должен быть полный комплект методических документов по технологии продаж, конструкции и бельевой специфике , применяемых материалов в женском и мужском белье и многое другое, что обязан знать  претендент на свободное, еще не остывшее место у вашего прилавка. Только примите во внимание, избыточность информации (как и ее дефицит) принесет только вред. Самый смекалистый работодатель просто приносит подшивку журналов и строго требует знать «от корки до корки». Как думаете – помогает?Сначала добросовестный новичок честно и жадно схватится за информацию, начнет читать, потом запутается в терминах, деталях, хитростях, затем совсем отчаявшись - махнет рукой. Последняя стадия – ваши журналы или распечатки из толковых бельевых журналов будут залиты кофе и чаем бестолковыми горе-учениками. Плавали, знаем… Что спасет от сонливости и зевоты будущего «прирожденного продавца»? Верно, Система обучения! Но это, как говориться, совсем другая история, об этом почитаете позднее.Естественен вопросик – а как было у нас? Без пафоса, замечу, даже когда в «Парижанке» был один магазин и всего два продавца, уже тогда у нас был подобный (и подробный) пакет «Скорой помощи» новичку.  И он нас спасал еще как! Причем именно нас, я не оговорился, коллеги. 2. Отношения наставничества, передачи знаний и, главное, опыта. Это уже, пардон, не прочитаешь ни в какой книге, да и тренинги мало помогают. Культивируйте армейскую  «дедовщину» на вашей торговой площадке, как бы это не казалось не уместным. Жестко, последовательно, неумолимо. Договоритесь с другими более зрелыми продавцами в рабочей смене новичка, возможно, даже доплачивайте.  А почему бы и нет? Только эпизодически контролируйте рост знаний и фиксируйте прогресс в работе, мягко экзаменуя новичка, а заодно и «старичка». Чтобы отвечать на назойливые вопросы и не упасть лицом в кучу белья ему придется подтягиваться до самых высоких стандартов, как собственно и нам, любимым. «Парижанка» этим подходом овладела в совершенстве, чего и вам желает.Есть, правда, еще один известный вариант. Торчите сами по 12 часов в сутки в магазине, вдохновляйте собственным зажигательным примером, с чуткостью и трепетом передавайте секреты торгового мастерства, это в общем-то не возбраняется. Особенно, если есть терпение и педагогические способности. Ну, или заняться совсем не чем, или вам несвойственно заниматься другим делом, как круглосуточно нести «вечное, доброе, мягкое» в массы. Правда, до очередного хлопка закрываемой двери уходящего несостоявшегося «таланта».Как правило, на этом героизм и оптимизм покидает энтузиастов, они начинают думать тем местом, что называется у людей обычно «голова». Истины ради, надо сказать, что некоторые работодатели с отчаяния принимаю на себя миссию нести пожизненно торговый «крест». Достойная служба. А чтобы не признаваться в собственной управленческой импотенции (ну, ладно, скажем неудачах)) еще и сильно гордятся и козыряют при случае. Замечено, в этом деле особенно, мужчины-продавцы женского белья добиваются невероятных успехов. А то как же - такой Подвиг! 3. Не привыкайте к персоналу. Уважайте, цените сотрудников, гордитесь ими, платите больше или даже облизывайте, но не привыкайте.  Трудно? Конечно, трудно. Ничто человеческое, нам упертым предпринимателям, не чуждо… И все таки, послушайтесь совета от «Парижанки» (при этом нам не хотелось показаться черствыми и бездушными).Горечь обиды, скорбь расставания с «продавцом от Бога» будет не так горька, вы же понимаете - ничто не вечно, но даже не это главное. Главное то, что вам не будет застилать глаза обида, не будете глухи к их претензиям и последним жалобам. Будьте внимательны, у вас объективный повод выслушивать выстраданные спичи о недостатках и упущениях в работе магазина, как и совести работодателя. Отряхнув все наносное, словесную шелуху, есть шанс увидеть реальные промахи в вашей деятельности. А кто идеален?
Говорят, только дурак учиться на своих ошибках, а умный на чужих, тогда логично сделать вывод - что умный учиться у нас дураков? Я ничего не перепутал. Не кажется ли это Парадоксом.
Тогда давайте не будем переживать, совершая именно свои ошибки, анализируя их и постоянно извлекая ценные уроки. Во всяком случае, важнее сохранить и обезопасить свой выстраданный бизнес. Чтобы расставание с самым «золотым» и незаменимым продавцом, не приводило к расставанию с  собственным бизнесом. Не наивен понимаю что все мы разные, как и наши принципы и подходы к сотрудникам.

(Продолжение следует...)