Независимый ритейл - роман с недописанным финалом

12 лет назад

В последнее время ведется много острой полемики вокруг независимого ритейла, небольших магазинчиков и больших магазинов.  Сохранится ли ниша для независимого ритейлера? Каково его будущее? Каковы особенности регионального развития ритейла?  Насколько устойчив этот "независимый" формат, может ли он гарантировать своему основателю успех на длинном лаге времени и какую справедливую цену можно получить в случае продажи. Долгожительство и успешность сценария развития иллюстрируется чаще всего на примерах Европы.Сразу замечу, что не претендую на некую истинность в своих высказываниях. Они не более того, лишь являются моей личной точкой зрения.Наш бельевой бизнес часто подкупает кажущейся простотой, понятностью и открытостью. Складывается поверхностное представление о рынке белья, операторах действующих на нем и тех условиях, которые не видны на первый взгляд. И на второй тоже. Но за этими стереотипами и клише прячутся коварные и неожиданные "враги".Мне не кажется, что в белье "градус" соперничества ниже, чем в каком либо другом модном бизнесе. Даже из-за того факта, уровень вхождения в бизнес не особо высокий. А это значит, что соблазн поучаствовать в разделе бельевого "пирога" может появиться не только у подруг олигарха Прохорова, но и пассий других весьма небедных предпринимателей. Особенно принимая в расчет, что у них, кроме того, еще есть дочери, жены, матери... Какой современной даме белье не близко, казалось бы, какие там могут быть тайны?Так что с конкуренцией у нас на рынке все в порядке, расслабляться не приходиться. Рынок динамичен, неустойчив и весьма конкурентен. Однако, это совсем не значит, что любому желающему "вход запрещен", скорее я бы заменил вывеску на "вход ограничен".Итак, какие у нас перспективы? Можно ли рассчитывать, что усилия предпринимателей могут компенсировать трансформации, происходящие в каналах сбыта? Во всей широте: от интернет-магазинов до масштабного шествия международных и национальных сетей ритейла.Надежда умирает последней? Не согласен...Рассматривая рынок мужского и женского белья в недалекой ретроспективе можно говорить о росте и развитии независимого ритейла (НР). Но не у всех и далеко не у каждого предпринимателя. Редкие исключения будут лишь подчеркивать общий тренд свертывания независимого ритейла. Откуда такие умозаключения, давайте посмотрим на ситуацию непредвзято.
Независимые торговые площадки, представляется, являются лишь переходной формой от неорганизованных рыночных форматов к высокоорганизованным иерархическим сбытовым сетям, владеющими сложными инфраструктурами: от логистики до контролинга.
Не будем забираться в бизнес-дебри, а посмотрим с точки зрения интересующей нас жизнеспособности бельевого независимого ритейла в средних и малых городах России. За последний десяток лет бизнес развился и окреп, накопил опыта и ресурсы, но что его ждет в последующее десятилетие?Мы не будем возвращаться к традиционным  темам: усиления конкуренции, глобализации и других страхов. Посмотрим на НР под углом его внутренних проблем и противоречий.Начнем от самых основ. В  фундаменте НР чаще всего лежит семейственность и это может быть как плюсом, так и минусом. Редко когда наши дети готовы заменить своих родителей-первооткрывателей бизнеса. И дело даже не в отсутствии хватки или их желания, а банально не умении руководить этим "зданием". Любовно отстроенным, в меру родительского профессионализма и текущих возможностей. Принимая в расчет аксиому, что накал конкуренции будет только расти, кто уверен, что наши дети удержат штурвал бизнеса в этом бушующем море? Давайте не будем переоценивать способности наших чад, как и факт отсутствия у них управленческого опыта и жизненной устойчивости.Итак, получаем, в 99% - "Бизнес одного поколения". Нашего поколения, первопроходцев и первооткрывателей. Мы сами себе придумали эту Игру и сами в нее до одури играем. Кто-то для того чтобы выжить, кто-то чтобы разместить излишки капитала. Кто-то уже "доигрался", а кто-то неистово продолжает играть. В конце концов, наши дети, тут просто не причем. Если они как и вы не "инфицированны", но уже не предпринимательством, а хорошим уровнем менеджмента. А пока оставим детей в покое, пусть растут.В глубине души возникает обнадеживающий вопрос - BMW, Ford, гиганты Крупп, Wallmart, наконец, как образец торговли,  начинали с отметки "0", тоже поднимались с семейной почвы. Но, во-первых, это лишь выжившие единицы, в Историю канули их многочисленные конкуренты, а во-вторых, неверно сравнивать те времена и современную действительность. НРитейл достиг приличной степени зрелости, попав во времена, бешеной соревновательности и сплоченного финансового лобби. Сравните 90-е годы России прошлого века и нынешний 21 век. Что тогда "прокатывало", сейчас под большим вопросом: дефицит товара, безудержный спрос, 3-4 кратные наценки, сверх рентабельность... Ну, помогайте, коллеги, продолжайте перечень...
Мы так устроены, гоним от себя мысли о "печальном исходе бизнеса", стараемся не думать об этом, рассчитывая, что все само по себе рассосется, что-то измениться к лучшему. Надежда умирает последней?... Категорически не согласен, последним умирает Мозг.
Заслуженная компенсация усилий В начале мая в Mоскве проходил крупный семинар о слиянии и поглощении компаний, так что меня более всего удивило. Даже скорее, поразило.  Из всех присутствующих практически все были отцы-основатели бизнеса, который они в 99% хотели "отдать в хорошие руки". На мой недоуменный вопрос: "Здесь лишь продавцы бизнеса и нет покупателей?" получил утвердительный ответ. Почему? Как же так? Что уважаемые теоретики совсем заврались, утверждая о  балансе спроса и предложения рынка?Убедительный ответ, я получил тут же. Никаких теорий. Речь не пойдет о тех, кто что-то прихватил во время приватизации, речь о созидателях и творцах. Кто начинал от фундамента бизнеса, засучив рукава, работая по 24 часа. Без выходных и отпусков, не рассчитывая на гарантированную занятость и госзарплату, рискуя, переживая взлеты и падения.
Секрет прост - за 15-20 лет стажа российского бизнеса, его основатели устали, постарели, "выгорели".  А детей, выученных в Лондоне и Париже, не интересует продолжение этой семейной бизнес-саги. Что же делать? Не бросать же годы жерт и лишений.
Вот и пришли мысли о его продаже и справедливой компенсации за свой "шахтерский труд". И это без тени сарказма.Конвертация в деньги. Во много денег...Не верите? Хотите факты, примеры? Пожалуйста, самые что ни на есть убедительные и в тему. Группа компаний Dim Brand Apparel (DBA), с 1998году владеющая брендом Chantal Thomass, кажется, решилась избавиться от люксового бренда белья. Легенда мирового бельевого бизнеса мадам Шанталь Тома меняет место "прописки", переходит под крыло Chantelle. И от кого вы бы думали? От крупнейшего мирового инвестиционного фонда Sun Capital Partners. (Последние 6 лет DBA является дочерней компанией инвестиционного фонда Sun Capital Partners.) C чего бы фонду не держаться обоими руками за креатрису? Та же проблема -  яркая личность основателя и неумолимый возраст, коллеги.Между прочим, замечу это ее повторные попытки сохранить имя и бизнес. Или бизнес и имя. Это важнее в данном случае.В 1985 году мадам Томас начинает сотрудничать с японской группой компаний World, что позволяет бренду Chantal Thomass выйти на восточный рынок. В Японии открываются первые бутики уже известной в Европе французской марки. Спустя некоторое время, происходит конфликт с японскими партнерами и Шанталь Томас, из-за которого в 1996 году дизайнеру пришлось отойти от дел – бренд Chantal Thomass признан банкротом. Чему удивляться - причина: основатель отторгнут от собственного детища. В течение последующих 3 лет дизайнер работала над разработкой моделей нижнего белья в таких известных фирмах как Victoria's Secret, Antinéas и Rosy. Триумфальное возвращение бренда и самой Шанталь Томас на мировую арену моды произошло в 1999 году.  Контракт о сотрудничестве был заключен с американской компанией SARA LEE, владевшей на тот момент маркой нижнего белья DIM.Хорошо, но медленно соображающие японцы, так и не поняли, даже такое мировое имя ничего не гарантирует. Мадам Тома получила свой же бренд от нерасторопных японцев, к ее чести, вернув ему прежнее очарование и силу. Собственной незаурядной личностью освещает его перспективы. Но лишь когда она находится рядом. И как долго? Второй раз на этом же имени и той же проблеме "попался" американский фонд инвестиций. Даже лидерство и соседство в одном ряду брендов DIM, Playtex, Wonderbra ни коем образом не повлияли на рыночную капитализацию марки Chantal Thomas. Из-за чего Chantal Thomass начал “тонуть”? Падение происходит по указанным выше причинам. В 1998 году ежегодный оборот бренда Chantal Thomass составлял около 14 миллионов евро. В прошлом же году этот показатель составил всего лишь 8 миллионов евро, при этом, еще 2,1 миллиона евро было потеряно в стоимости самого бренда.  Не удивлюсь если сделка, связанная с передачей бренда (рука не поднимается написать "продажей" с именем Мадам будет скорее символической.
Вернемся на нашу землю. Если в какой-то неприятный момент, из-за ряда обстоятельств вам придется предложить бельевому рынку свой выстраданный бизнес. Уверены ли вы, что на него будет спрос? Даже если он у вас успешен и, казалось бы, неуязвим. Так как подобный формат может процветать только под тенью сильной личности и талантливого основателя.
Как только бизнес подобного формата готовят к продаже, он должен претерпеть существенный изменения - отторжения от "родителей" и его круглосуточной опеки. Задачка, я вам скажу, не для слабонервных и впечатлительных. Не растеряет ли бизнес (бренд) все те преимущества, которые были ему ранее присущи?Где деньги, Зин?Факт смерти бизнеса далеко не всегда говорит о том, что он жил. Обидно слышать истории, как коллеги-предприниматели вкалывали-вкалывали, а все закончилось печально. Надо закрываться... Остатки товара, огорченные увольняемые продавцы, никчемное теперь, дорогое оборудование, невозможность платить налоги и аренду...Это последствия одной и той же стратегии - жить одним днем. Отсутствие диверсификации и элементарного страха перед вашим будущем.Не буду оспаривать, подобное отношение имеет право на жизнь. Но возможно лишь на определенном этапе. Бизнес, работающий на личном "топливе" - на ваших сбережениях безнадежен. Давайте честно, это не бизнес! Это ваше решение проблемы собственного трудоустройства, за ваш же счет. Именно отсюда и происходят рассуждения о том, что "только отойду... и все развалится". При этом наивно продолжаем мечтать о Чуде: построении сетей, о адекватности продавцов и "добрых" поставщиках.Не хочу дискутировать о тех случаях, когда бизнес фактически лишь покрывает семейные издержки предпринимателя. Это понимают некоторые предприниматели, и маскируются за фразами "о бизнесе для души", личной потребности в креативности или некой независимости, например, от франчайзера. Это, пардон, похоже более на вышесказанное - решение проблемы личного трудоустройства. Но не забываем, временно и малодоходно.
Прошу понять верно, не предлагаю бросать выстраданный бизнес.  Это ваша страсть и любовь, это ваше отражение в зеркале Мира, это место ваших инвестиций самого дорогого - вашего бесценного Времени. Пересмотрите отношение к нему, перекроите его, внесите изменения, успейте сделать из него Инструмент накопления, гарантию вашей старости. И это будет честно, прежде всего по отношению к вам. И идеально бы, если инвестиции распространятся на следующее поколение: ваших детей и внуков.
Бизнес обязан создавать ресурсы, с обязательной возможностью ваших дальнейших продуманных инвестиций. Все остальное - глупости и от лукавого. Не стоит  врать , даже ваша зубная щетка в это не поверит. Увы, чаще всего средств хватает лишь на эпизодический отдых в Турции или Египте, учебу детей и приличный авто. И еще, закупки, закупки, закупки... Правильно ли это, не слишком малая плата за ваши титанические усилия?Тянем, потянем...Не хочется, завершать мысль на негативной ноте. Что все же могло бы придать импульс НР? Как минимум, 3 важнейших фактора:
  • Переход со вторичного рынка на первичный рынок
  • Доступ к дешевым финансовым ресурсам
  • Наем высокооплачиваемого менеджмента
Прошу меня извинить, но я вижу минимальные возможности у игроков НР.1. Ассортиментный портфель, кроме товара, чаще всего складывается из мытарства и неоправданных рисков. Работа методом "проб и ошибок" не для 21 века. Трудно признать, что "старший партнер" отодвигает вас на второй план в отборе марок товара? Пытайтесь выйти из "тени", но уверены ли что это ваша ключевая компетенция и вы с ней справитесь на все 100%? Слишком велики издержки и цена ошибки. Можно потерять все и сразу.2. Интенсивное развитие, поле для маневра по цене, включение иных категорий ассортимента, частичная диверсификация, подразумевает обязательную финансовую подушку. Жесткость конкуренции требует все больших и больших ресурсов, в частности финансовых. Как и кредитование не под разорительные проценты. Как у вас с этим? Крупные игроки ритейла, сети имеют совсем другое "финасовое плечо" и тут ничего не поделать. Работает эффект "масштаба".3. Присутствие в штате высокооплачиваемого персонала обеспечивает (но не гарантирует) рост и продвижение на рынке. Очевидно, что необходимы образование, более опытные люди, те кто имеет представление и ходил этим путем. Можно попытаться самим, но по силам ли это каждому? И хватит ли время для самообразования? Помним, время -деньги...Читателю может показаться, что я занимаюсь пропагандой франчайзинг – ориентированных компаний, и заодно – саморекламой. Это не так, даже совсем не так. Каждый бизнес имеет право на существование и может принести владельцу пользу… или не принести. В том числе, и казалось бы, проверенные схемы бизнеса. Вопрос – в чёткости и осознанности поставленных вами целей, этапе развития компании, специфике, зрелости вашего коллектива, и в конце концов, просто вашей личной позиции, как руководства. Пришло время выбора каждого предпринимателя собственной стратегии, накопления инвестиций и  распределения. Не теряйте время! Один из вариантов диверсификации заработанных в бельевом бизнесе  компании "Х" во временной сетке предложено на схеме 1. Это, разумеется,  далеко не эталон, но повод хорошо призадуматься.