Откровенный разговор. Никто нас не собьет с пути: нам по фигу куда идти

13 лет назад

На днях мой приятель, СанСаныч Крымов, который "просто так" никогда не посоветует, (он сам отличный писатель, написавший с десяток замечательных книг), предложил прочитать книгу Марка Розина "Успех без стратегии: Технологии гибкого менеджмента". Конечно, первая реакция была - какая глупость! Эт как же без нее, родимой...без стратегии?!

Вчитываясь, начал менять мнение. И сильно удивляться... О хорошей книге обычно трудно сказать коротко, лучше все же ее прочитать.

Вот ее аннотация из Интернета:

"У компании должна быть стратегия, и она должна ей строго следовать. Эта догма вкладывается в умы менеджеров всего мира преподавателями вузов и бизнес-школ, а также книгами и деловыми журналами. Но всегда ли стратегический подход работает? Может ли гибкий "оппортунистический" подход к управлению быть более эффективным? Марк Розин, консультант с 20-летним стажем, делится не только своими наблюдениями за попытками внедрения западного, стратегического подхода к управлению, но и показывает, что "оппортунистический" подход, основанный на гибкости и использовании неожиданных возможностей, зачастую лучше работает в российских условиях.

Автор описывает эффективные управленческие технологии, которые использует руководитель-"оппортунист" при создании организационной структуры, организации работы, мотивировании, оценке и развитии подчиненных."

С чего это я решил выложить свое мнение о книге? А потому, что показалось, что в своей основе автор прав. И прав сильно. Именно так считать, есть все основания. Многое в размышлениях автора книги показалось очень близким и понятным, надеюсь как и вам, коллеги. О чем хотел бы и поделиться.

Когда ваш малый бизнес только-только начинается, говорить о стратегиях и бизнес-планах, так же глупо, как и ожидать, что ваш ребенок вырастит и будет обязательно космонавтом. Вроде как его мечты реализуются, материализуются, надо типа только сильно захотеть. Но мы явно чего-то не договариваем.

Увы, мы взрослые люди, знаем, что кроме "захотеть", есть еще сотня причин, которые могут перечеркнуть наши жизненные "бизнес-планы". И если у одного, все-таки сложилось, из этого для других абсолютно ничего не вытекает.

Коллеги, нечего себе врать, платить консультантам и марать бумагу, для нас на самых первых шагах, действительным источником стратегии является лишь предпринимательская интуиция. И НИЧЕГО более. Есть редкие исключения, когда родня подкинула миллион-другой или подарила по-отечески "кусочек" бизнеса, но это тоже не гарантия.

Убежден, что стратегии необходимы, но позднее, когда появляется маневр в поле деятельности. А когда бизнес-младенец просто выживает? Когда его степень зрелости не соответствует жестким рыночным вызовам? Наконец, обратите внимание, стратеги отталкиваются не от реальности, а от идей. Извините, коллеги, но до них надо банально ДО-РАС-ТИ!

В книге точно характеризуется, первое правило стратега: бери кредиты; если не знаешь на что - придумай! Ну, как Вам? Риснете? Я бы не советовал. Ими еще и управлять надо научиться. Деньги - не автомобиль, а еще хуже... Примеров подобных "стратегий" и на нашем бельевом рынке предостаточно.

Тогда в чем основы роста малого предпринимательства? - тщательно высматривать и использовать любые возможности, в стремлении учесть все возможные факторы и использовать возможности, приходящие с любой стороны: удешевить, переманить, подсмотреть... Тогда бизнес развивается путем экспериментов? Совершенно верно. Успешных или не очень.

Мы не мыслим "пятилетками", мы не можем надолго откладывать решения, которые неизвестно когда окупятся. Ясен пень, рабочий капитал состоит из текущей прибыли предпринимателя. Для нас важно - ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС.  Заработанная тысяча долларов сегодня, приоритетнее миллиона, но через пять лет. Если, конечно, звезды верно выстроятся...

В противовес традиционной стратегии автор называет такой подход -"оппортунистическим". Правда, слово это у нас после Ленина стало оскорбительным, хотя по сути лишь означает "использовать текущую ситуацию". И что ж в этом плохого, господа революционеры. Ах, забыл, вы же были горе-стратегами, вот и результаты ваших страшных "бизнес-планов" на лицо. По сей день расхлебать не можем...

Что еще характерно для предпринимателей-оппортунистов: широкое внимание, способность видеть боковым зрением, гибкость, отказ от намеченного плана, готовность поверить в нестандартную ситуацию и рискнуть пойти необычным путем. Коллеги, не кажется ли вам, что это про вас. Именно про вас и ваш бизнес?! Может не про всех, но в основной массе, так мы и действуем, чтобы выжить и конкурировать, развиваться и зарабатывать.

Стоит ли тогда стыдиться, что у вас нет красиво написанной и оформленной стратегии? Плевать! Это не главное...

Всем удачи и успехов в бизнесе!

***

(Это не реклама книги и не PR-автора. Это взгляд практика, прошедшего этот путь.

Конечно, теперь у нас в компаниях есть и тактика, и стратегия, мы планируем не на год, и не на два.

Но когда-то, поверьте, все начиналось именно так... )