Как меняется бельевой рынок РФ и что же нам ждать (ч. 1)

13 лет назад

Невозможно отрицать тот факт, что в розничной торговле на наших глазах происходит настоящая революция. Не заметит только тот, кто неотрывно с радостью или огорчением смотрит в собственную кассу.

Оторвите нежный взгляд, посмотрите вокруг. Если сделали, уже хорошо, значит не все так безнадежно...

История бельевого рынка - история отношений между основными действующими лицами.  Забегая вперед и продолжая основную мысль, перспективы нашего рынка лежат тоже в области отношений. Отношений цивилизованного сотрудничества и продуктивного взаимодействия. Думаю, что с этим трудно не согласиться.

Калейдоскоп каналов сбыта белья в России очень затейлив и многогранен. Начиная от Его Величества Рынка, с его неконтролируемостью и масштабностью, до постепенно замещающих их, агрессивных в ценообразовании сетевых гипермаркетов и супермаркетов. Кто-то претендует на трон, а кто-то низвергнут... Так традиционная роль универсальных магазинов (универмагов) перешла  во власть бельевых специализированных торговых площадок и, похоже, навсегда.

Весь спектр каналов сбыта каждую секунду интенсивно и безжалостно используются для продвижения товара. Начиная от присутствия в них самих производителей мировых и локальных бельевых брендов, мастер-франчайзи и франчайзи, дистрибьюторов и агентов самых разных мастей до конечных розничных продавцов в регионах. Конечно, отличия в позиционировании и технологиях разительны, но есть и много общего.

Вот об этом и поговорим по порядку... Если наш бельевой рынок классифицировать по ролям: на нем оперируют четыре характерных ролевых группы: Производитель, Дистрибьютор, Сетевой ритейл и Игрок вторичного рынок белья. Давайте коротко раскроем суть происходящих изменений каждого героя из нашего ролевого списка.

Начнем с явного факта. Рынок белья в России окончательно преодолел «детскую болезнь», стал разборчив и капризен, щепетилен и настойчив в своем выборе. Возможно, кого-то это раздражает, но времена, когда к любому "кружевному" предложению наш российский покупатель жадно бросался, пардон,  канули в Лету…

Кроме того, несколько последних трудных лет покачнули позиции всех участников, сильно перекроив карту "боевых" рыночных действий, но самые серьезные изменения претерпевают Производители.

Производители - белья родители

Легкая оторопь традиционных Производителей женского и мужского белья сменяется пониманием и необходимостью новых эффективных стратегии на рынке. Бездумный диктат и бизнес-вальяжность ушли в историю, нравится или нет, но теперь приходиться отстраивать отношения со сбытом, на принципах сотрудничества, и что особо важно на равноправной основе. Подчеркну взаимовыгодной и долгосрочной. И это радует.

Бывший эрзац-сценарий "отгрузил и забыл" (или того хуже "я вам покажу: кто сверху") отрабатывается только с безвольными и недалекими Дистрибьюторами, перебивающимися на подхвате, вероятно временно и на мизерной марже. Тут уж не до инноваций и технологий, им бы концы с концами свести...

Все это напоминает известные отношения между Трудом и Капиталом (по К. Марксу), друг без друга не могут существовать в принципе, а антагонизм заложен в самой природе отношений. Прибавочный продукт забирает Капитал, оставляя Труду только компенсацию на восстановление "производительных сил". Кто есть кто - в нашем случае понять не сложно. Так что устойчивые альянсы между Производством и Сбытовыми структурами были скорее исключение. Акцент делаю на слове "были".

Европейский производитель более всех был поражен этой хронической патологией - агрессивным доминированием. Заменить взгляд свысока на партнерский взгляд мешает евро-шовинизм, или отсутствие веры в российское предпринимательство. Неужто смекалка и активность из России может бить карту опытной, но сытенькой Европы? Может, коллеги, может...

Однако, прошу понять верно, изменения общего фона в партнерстве на позитивный не так быстры как хотелось бы. Но как говориться "процесс пошел..."

Стереотипы, клише Производителя сильны и трудно истребимы. Обмахнув паутину, за них держатся и продолжают демонстрировать как некие достижения. Оно и понятно, признать очевидный факт, - "кто владеет каналами сбыта и информации (информация тоже товар, как и белье) тот владеет миром" кроме мозгов, еще надо иметь и мужество.

(Продолжение следует)

Опубликовано в журнале "Белье и колготки" № 29 (декабрь\январь\февраль)